Памяти погибших летчиков посвящается...
Летчики не умирают,
они лишь улетают...
Авиакатастрофа... Это слово набатом облетело весь наш город, всю Россию до официального объявления властей о страшной, чудовищной по силе и случаю авиакатастрофе над акваторией Черного моря четвертого октября 2001 года.
Вся страна была потрясена страшным известием – пассажирский самолет Ту-154 рейса 1812 авиакомпании "Сибирь" был сбит ракетой С-200 в ходе военных учений противовоздушных войск Украины. Самолет взорвали, когда он пролетал по своему воздушному коридору. На борту самолета находилось семьдесят восемь человек. Из них 51 человек - граждане Израиля, 15 пассажиров - граждане России, 12 членов экипажа.
Это был золотой экипаж самолета Ту-154 авиакомпании «Сибирь».
Через шесть часов полета авиалайнер должен был приземлиться в аэропорту Толмачево г. Новосибирска. А в 13 часов 45 минут (время Московское) он пропал с экранов радаров, пробыв в воздухе 1 час 47 минут. К тому времени самолет уже находился в воздушном пространстве России и вели его российские-ростовские авиадиспетчеры. На борту авиалайнера находилось кроме членов экипажа 66 пассажиров.
Это произошло в небе над Черным морем в 180 км от Адлера. Вот координаты падения обломков авиалайнера: 42,11 градуса северной широты и 37,37 градуса восточной долготы Черного моря. Глубина моря в месте падения самолета составляет от одного до двух километров 150 метров. До Адлера оставалось лететь двенадцать минут сорок секунд.
Одним из членов экипажа был штурман первого класса Гражданской авиации Ревтов Константин Юрьевич. О нем хочется рассказать более подробно, так как он являлся выпускником нашей школы (МОУ СОШ №120). Очень хотелось бы, чтобы память об этом замечательном человеке жила не только в кругу его близких, но и чтобы учащиеся нашей школы могли брать с него пример целеустремленности, мужественности и самопожертвования.
Ревтов Константин Юрьевич родился 11 июня 1959 г. в г. Новосибирске в семье рабочих. В 1976 году окончил десять классов, выпускник школы № 120 г. Новосибирска. В этом же году получает аттестат с отличием об окончании двухгодичной школы юных пилотов.
Уже в начальных классах Костя «заболел небом». Затем, детские и юношеские годы жизни были подчинены этой мечте. Но путь к её осуществлению был нелёгким. Быть летчиком – значит отказаться от многих соблазнов в юности.
Первый шаг к исполнению мечты – его учеба в школе юных пилотов. В ней занятия проходили только по воскресеньям, а это значит, что Константин не имел выходных дней в течение двух лет – девятый и десятый классы. Он посещает и спортивные секции по два-три раза еженедельно. Константин был занят полностью и это его устраивало. Приходил из школы, делал уроки и шел на занятия.
Второй шаг – поступление в летное училище. Константин успешно сдает вступительные экзамены, но не проходит медицинскую комиссию. Нужна медицинская операция по исправлению носовой перегородки. После операции был потерян год, и Константин был вынужден пойти работать на завод по ремонту самолетов.
В это же время он занимается в лыжной секции института железнодорожного транспорта (имеет первый разряд лыжника-гонщика) и классической борьбой.
В 1977 году повторно сдает экзамены, проходит медицинскую комиссию и едет на учебу в Кировоградское летно-штурманское училище гражданской авиации. Все было подчинено учебе, приобретению знаний, спорту для личного здоровья.
По окончании училища в 1980 году Константин женится. К 1985 году у него рождаются две дочки. Первые полтора года Константин работал в Колпашевском авиаотряде, где вырос до штурмана авиаэскадрильи. Летал много, но такая авиация – вертолеты – его не устраивала, и он перевелся в Северный аэропорт г. Новосибирска на самолет АН-24.
Однажды, это был рейс «Новосибирск - Ташкент», у самолета встала левая лопасть, и он стал крениться влево. В доли секунды Константином было принято решение, благодаря которому была совершена благополучная посадка в Караганде. После расшифровки «черного ящика» приказом Министра Гражданской авиации экипажу было присвоено Почетное звание «Заслуженный экипаж России».
Через пять лет работы, Константин переходит в Толмачевский аэропорт и летает на авиалайнере Ту-154. Сдает экзамен на первый класс самолетовождения и его, как одного из лучших, зачисляют в экипаж «Международные авиалинии». Девять лет Константин отлетал на зарубежных авиалиниях, налетав 5960 часов.
Константин летал в сложное время: в период «перестройки государства», в период распада советского Союза, в период развала и полной разрухи экономики России. Ему удалось не только удержаться в авиации, но и «За высокий профессионализм и безупречную работу в Гражданской авиации», ему было объявлено девять благодарностей. Он награждается нагрудным знаком «9000 часов. За безаварийность полетов».
Константин был и членом Комитета профсоюзов авиакомпании «Сибирь» на общественных началах. Коллеги ему говорили: Константин, ты представитель наших прав и свободы в профсоюзе и защищай их». И он защищал всегда, в меру своих сил и возможностей. Чаще было, что больше страдал сам от этой защиты, но не отступал.
21,5 год пролетал Константин в авиации, налетав 10442 часа, десятки тысяч пассажиров летали с ним и всегда имели мягкую посадку.
Последняя его награда орден Мужества – посмертно.
Беда пришла неожиданно…
4 октября 2001 года авиалайнер ТУ-154 авиакомпании "Сибирь" был сбит ракетой С-200 в ходе военных учений противовоздушных войск Украины. Так оборвалась безвременно жизнь замечательного человека, штурмана первого класса Гражданской авиации – Ревтова Константина Юрьевича.
Но память о нем живет в сердцах его близких. В нашем школьном музее установлен стенд, посвященный Константину Юрьевичу. Учащиеся школы посещают музей и узнают об открытом, жизнерадостном, смелом и волевом человеке, первоклассном летчике, заботливом семьянине, воспитавшем двух дочерей и погибшем в возрасте 42 лет.
Очень хотелось бы, чтобы на здании МОУ СОШ №120 была также установлена Мемориальная доска в память о штурмане первого класса Гражданской авиации Константине Юрьевиче Ревтове.
Использованные источники информации:
Ревтов Ю.М. Черный четверг над Черным морем четвертого октября 2001 года.-Новосибирск: ГП "Новосибирский полиграфкомбинат", 2002.
Фотографии из семейного архива Ревтовых, предоставленные Ревтовым Ю.М.